info@ikona33.ru
8 910 777 50 39

МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИКОНЕ

МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИКОНЫ.

ИКОНА состоит из следующих материалов:

 

Иконная липовая  доска с тыльными встречными шпонками из дуба. 

 

  1. ЛИПОВАЯ ДОСКА со шпонками . Бывает ковчежная или без ковчежная. Ковчег представляет собой небольшое углубление в середины иконы, ограниченное полями иконы . Возвышающиеся края над ковчегом края доски-это поле, а скос между полем и ковчегом называется – лузга. В иконе все символично : и здесь ковчег являет собой образ «СПАСЕНИЯ» -- как КОВЧЕГ ЗАВЕТА. Самым лучшим деревом для живописи является липа мелкослойная. Доски делаются из выдержанного сухого дерева и хорошо склеиваются клеем. Иконные доски под живопись изготавливают специалисты по обработке дерева – столяры. В этом случае можно расчитывать на хорошее качество. Доски, сделанные неспециалистами отличаются низким качеством отработки , т.к. часто лопаются по швам и их выгибает в разные стороны.

Первоначально делается рисунок будущего образа для иконы - так называемая ПРОРИСЬ, которая должна соответствовать  церковным канонам.

 

  1. ПАВОЛОКА – есть ткань, как правило льняная. Она наклеивается на иконную доску с лицевой стороны. Служит для хорошей связи с левкасом, способствует равномерной усадки иконы-т.к. икона подвластна температурно-влажностному режиму. Паволока способствует долговечности и сохранности иконы. Имеет огромное значение в возможной последующей реставрации иконы ( спустя столетия) , т.к. на ней держится левкас и красочный слой.    Иконные залевкашенные  доски различных размеров с ковчегом и без него ( плоские) - готовы к рисунку и живописи. 

 

  1. ЛЕВКАС— этим словом называется в древнерусской живописи многослойный грунт. Он состоит из мела, реже алебастра и клеев животного происхождения( каллогеновые клеи) таких как осетровый , мездровый, костный и т.д. Составы и способы приготовления левкасов различны. Левкас может быть жестким или пластичным в зависимости от целей. Для икон с резьбой по левкасу , позолотой и эмалями необходим пластичный левкас. Как я описывал выше, левкас состоит из нескольких слоев… от 8 до 12. Все зависит от задачи иконы и работы над нею. Мел – это природный материал, хорошие сорта которого содержат до 95-96 % чистого углекислого кальция. Порошок из природного мела очищают от песка и других примесей отмучиванием в воде. После нанесения левкаса и его высыхания , его шлифуют тонкозернистой шлифовальной бумагой. Поверхность левкаса должна быть белой и гладкой, что бы она просвечивалась из под слоя живописи.

​На этой фотографии икона уже залевкашена , перенесена прорись ( рисунок образа) на икону , сам рисунок процирован тонкой иголкой.  Икона позолочена сусальным золотом и готова к живописи.

 

  1. ЗОЛОЧЕНИЕ – это нанесение на поверхность подготовленного левкаса иконы листового СУСАЛЬНОГО ЗОЛОТА, СУСАЛЬНОГО СЕРЕБРА и др. металлов. Инструменты для золочения. Здесь показана резьба по левкасу, золочение выполнено на "полимент"- одно из саых дорогих - и имеет зеркальный блеск.  Шлифовка агатовым зубком сусального золота, положенного на полимент. Именно эта очень ответственная и сложная последняя операция дает зеркальный блеск золоту.

  2. Естественно, золочению предшествует рисунок , композиция иконы. Этот этап носит индивидуальный характер—и, как правило, обсуждается с заказчиком заранее. Из предварительно отожженных ( для мягкости) посредством ручной ковки получаются тончайшие листы сусального золота или серебра. На самых ранних древнерусских иконах золото имеет зеленоватый оттенок из-за повышенного содержания серебра. Процесс золочения требует скурпулезной подготовки – и такая черта как аккуратность имеет в нем превалирующее значение. Существует так же много видов и способов золочения. Золочение- это трудоемкий и ответственный этап при создании иконы. Перед нами готовый образ БОГОЛЮБСКОЙ БОГОРОДИЦЫ - икона написана и покрыта защитным слоем.

 

  1. КРАСОЧНЫЙ СЛОЙ --- это вещества натурального или искусственного происхождения которые способны окрашивать тот или иной материал , не соединяясь с ним химически. Все пигменты делятся на ахроматические и хроматические. Ахроматические пигменты --- это белые, черные, серые. Хроматические пигменты—все цветные. Хроматические пигменты , в свою очередь, делятся на 2 группы: теплые--- ( желтые, оранжевые, красные) и холодные ( зеленые, голубые, синие, фиолетовые). По химическому составу пигменты делятся на минеральные и органические. Наука о минералах и пигментах напрямую связана с химией и физикой, я считаю не стоит акцентироваться – доверьте это профессионалам.

                          

 

Я пишу иконы более 20 лет и опыт в этой области огромен. Использую в своей работе исключительно минеральные краски, купленные не в магазине, а у геологов--- людей специалистов в своем деле.

 

 

Природный минеральнай камень АЗУРИТ - относится к полудрагоценным камням - один из самых дорогих в иконописи. Представлен в своем естественном виде и рядом в измельченном в ступке.

 

Проникнув миром иконы как иконописец и реставратор – понимаешь, что образцом для подражания и совершенствования является расцвет древнерусского искусства 15-16 веков , где не было химических пигментов, искусственно приготовленных. Ведь в древнерусской иконе все натурально – от начало до конца—от изготовления иконной липовой доски до покрытия ее природной натуральной льняной олифой. И эти материалы да нам на благо Сам Господь , Создатель всего сущего!!!

 

Натуральные минеральные краски сначало дробятся в латунной ступке, и лишь измельчившись - перетираются на стекле курантом.

 

Лично я, как иконописец с большим опытом , могу сравнить натуральные минеральные краски с живыми цветами; а искусственные пигменты, продающиеся в художественных салонах с искусственными цветами. Живые цветы и искусственные пластмассовые--- находите разницу? Минералы дробятся в ручную в ступке, затем в ручную перетираются на куранте и на Святой воде с молитвой --как в древности.

 

Цвета и оттенки натуральных камней завораживают!   При работе с ними над иконой особенно становишься чутким и проникновенным, настраиваясь на " молитвенное делание" , и понимая что это все дано в руки иконописцу Творцом всего сущего.

 

Цвет минералов совсем иной—живой, обладающий мерцанием. В своей работе над иконой я использую такие минералы и земли как: киноварь, аурипигмент, хлорид, гематит, кровавик, лимониты различных оттенков, мумии , малахит , вивианит и, конечно же,-- полудрагоценные камни как азурит и лазурит.

 

 

КИНОВАРЬ - натуральный минерал, обладающий красивейшим цветом и плотностью!  Чем дольше перетираешь киноварь - тем цвет ее становится ярче и ярче! Один из моих любимых камней!!!

 

Особенно красиво «горит» киноварь -- красный минерал , когда подносишь к иконе свечу на вечерни….

 

 

Конечно -- натуральные минералы стоят не дешево, но я в своей работе акцентирую внимание не на цене, а на качестве. А качественная и скурпулезная  работа не может быть сделана быстро. Быстро может художник написать этюд с натуры. Но этюд останется этюдом - и это нужно понимать при написании православной иконы! Когда пишешь икону, то понимаешь, что уходишь совсем в другой Мир - теряешь чувство времени : Находясь в Бытии соприкасаешься с Небытием...

 

 

    Есть такое неписанное правило в работе над иконой: если иконописец пишет икону , соответствуя всем канонам Православной Церкви с молитвой , вкладывая в создание образа частичку своей души и , чем больше он отдается иконе- тем больше будет ему дадено Богом в дальнейшем его мастерстве и художественном совершенстве!

 

 

При заказе иконы нужно конечно понимать, что затратная материальная составляющая на изготовление иконы, левкас, сусальное золочение, натуральные краски имеет место быть. И соответственно : цена на икону складывается на материалы + работа иконописца.

 

 

Мы стараемся работать с разными заказчиками  в различных ценовых категориях.   По цене мы всегда cможем с Вами договориться!

 

X