Мастерская "Зерцало"
info@ikona33.ru
8 910 777 50 39

Немного об истории града Владимира

                  ИЗ ИСТОРИИ ГРАДА ВЛАДИМИРА.

 

История русского государства началась с Киевской Руси. Славные подвиги предков отражены в сказаниях и легендах, в древних рукописях и в каменной летописи сохранившихся с тех времен памятников архитектуры и и искусства. В начале 11 века великому киевскому князю Владимиру Мономаху удалось объединить русских князей для отражения разорительных набегов половцев. Но после смерти Мономаха страна вновь оказалось раздробленной, так как у великого князя было восемь сыновей, между которыми он еще при жизни поделил крупные княжества. Сыновья постоянно ссорились между собой за главный княжеский престол.

 

 

На заре 12 столетия ,далеко к северу от Киева на берегу реки Клязьмы, возник небольшой городок Владимир – будущий центр русской государственности. Древние русичи умели выбирать место для поселений. Владимир занимает высокое плато на берегу Клязьмы. Город окружен живописными пойменными лугами и синеющими до горизонта лесами. Люди селились в этих местах еще в 1 веке, что подтверждено археологическими раскопками в районе Успенского собора. На этом месте был поселок, основанный финно-угорскими племенами.

 

Славяне поселились в этих местах только в 10-11 веках. Место для поселения привлекло своей естественной неприступностью благодаря высоте мыса, возвышающегося над рекой, и изрезанным берегам полноводной Клязьмы. Кроме того, река, впадая в Волгу связывала эти земли с древними торговыми путями Восточной Европы.

Залесский край, так называли в Киеве Ростово-Суздальскую землю , изобиловал естественными богатствами : рыбой ,пушным зверем, плодородными почвами. Дружинники великого князя собирали богатую дань. Сам Владимир Мономах не раз приезжал сюда, что бы позаботится об усилении границ отдаленной северной вотчины.

Киевские князья сразу обратили внимание на оборонительное значение высокого берега Клязьмы. Поэтому небольшой торговый поселок скоро превратился в могучую крепость, основателем которой стал Владимир Мономах. В честь него и был назван новый город. Год основания крепости -- 1108-й – стал датой рождения града Владимира.

РАСЦВЕТ И СТАНОВЛЕНИЕ ГРАДА ВЛАДИМИРА.

Великий князь Андрей Боголюбский превратил Владимир в новую столицу. Целью его правления стало единовластие , полное подчинение ему всех удельных княжеств. То был новый этап в становлении русского государства, названного историками Владимиро-Суздальской Русью.

Андрей сделал очень много для становления новой столицы. Он украсил Владимир каменными палатами и храмами. Русские зодчие опирались на те традиции архитектуры, которые сложились при строительстве лучших архитектурных сооружений Киевской Руси. Андрей Боголюбский княжил во Владимире долгие годы. Первые упоминания о владимирском князе в летописях появились в 1146 г. , т.е. Андрею было уже 35 лет. В этот период его отец, Юрий Долгорукий, с мечом в руке сражался за киевский престол со своим двоюродным братом Изяславом. Андрей со своею дружиной тоже принимал участие в сражении на стороне отца. В рассказе летописца об этих событиях как раз и было найдено описание доблести и характера князя Андрея.

 

Его боевая удаль была примером для дружины. Андрей всегда был в гуще битвы. Он мог не заметить сбитого с головы шлема и продолжать разить противников направо и налево. Летописец отмечает редкое умение князя усмирять после сражения свой воинственный пыл и сразу превращаться в осторожного и благоразумного политика. Несмотря на то что сам Андрей был славным воином, он не любил войну. После каждого сражения он торопился заключить мир с побежденным противником. Эти черты, так же как и сильная вера в Бога, передались ему от его деда Владимира Мономаха.

 

Андрей Боголюбский не стремился княжить в Киеве, понизанном междоусобными раздорами. Ему было досадно наблюдать за тем, как его многочисленная родня постоянно враждует друг с другом в то время, как русские города грабят половцы, а многие княжества полностью разорены.

Все же после смерти Изяслава Юрий Долгорукий прочно сел на киевский престол, а Андрея посадил княжить в Вышгороде. Но тот не выдержал и тайно от отца уехал в близкий его сердцу Суздальский край.

Из Вышгорода Андрею удалось вывезти тайно во Владимир чудотворную икону Божьей Матери, по преданию написанную самим апостолом и евангелистом Лукой. Это было благословение благоверному князю Андрею. В последствии эта икона , названная « ВЛАДИМИРСКОЙ» Божьей Матерью стала главной святыней Суздальской земли. С ней связаны многие народные предания. Князь Андрей построил для этой иконы один из самых красивых белокаменных православных храмов—церковь Успения Богородицы ( ныне кафедральный собор).

 

Во Владимире по указу Андрея Боголюбского было возведено множество храмов и монастырей , а так же по примеру Киева, -- Золотые и Серебряные ворота. В 1165г. Под Владимиром, рядом с княжеской резиденцией в Боголюбове, была возведена церковь Покрова на Нерли—один из наиболее знаменитых памятников древнерусского белокаменного зодчества, особо охраняемого сейчас « ЮНЕСКО», имеющее всемирное культурно-историческое наследие. Самое большое чудо совершилось в жизни Андрея Боголюбского при выезде из Владимира. Автор жития святого Андрея рассказывает об этом так: … В десяти верстах от города по дороге в Ростов кони, запряженные в возок с иконой Богородицы, встали как вкопанные. Их хлестали кнутами, тянули за поводья, даже меняли несколько раз, - кони не двигались с места. Князь решил остановиться здесь, раскинуть стан и отслужить молебен. Наступила ночь, Андрей долго молился в шатре, а затем заснул. Во время сна ему явилась Божия Матерь с развернутым списком – хартией в руках и сказала: «Не хочу , что бы ты нес мой образ в Ростов. Поставь его во Владимире, а на сем месте воздвигни церковь каменную во имя Рождества Моего и устрой обитель инокам». Впоследствии князь приказал написать образ Божьей Матери в том виде, как она ему явилась. Сейчас эта почитаемая икона называется БОГОЛЮБСКАЯ Б. М.

                                            

                        

 Князь исполнил волю Богоматери. А на сем месте, где встали кони Андрей Боголюбский построил церковь и основал монастырь, который уществует по сию пору на месте чудесного явления Божьей Матери. Место это стало любимым для князя и осталось как резиденция. Он назвал его Боголюбово. 

 

 

Успенский и Дмитриевский соборы стоят почти рядом друг с другом ,на протяжении столетий восхищая своей красотой и величием. Дмитриевский собор был заложен Всеволодом Большое Гнездо- как дворцовый храм . Он досих пор олицетворяет силу и могущество владимирского князя. Собор отделывался особенно тчательно: белокаменные стены покрывались ажурной резьбой, а стены внутри собора – живописными фресками. Строительство богатых церквей во Владимире придавало этому городу особый статус и возвышало его над другими городами.

 

 

 

 

 

Прогрессивная политика великих князей Владимиро-Суздальской Руси стала благодатной почвой для расцвета искусства и культуры. Кроме того , Владимиру и Суздалю с лихвой досталось от монголо-татарских захватчиков. Эти города долгие столетия делили со всей Русью тяжелый гнет монгольского ига. Именно на Владимирской земле зародилась будущая третья столица Русского государства – Москва, ставшая центром народной борьбы с монголо-татарской неволей. В московских постройках нашли отражение лучшие традиции владимирских и суздальских мастеров , основанные на многовековой переемственности культуры русского народа.

ИКОНОПИСЬ И ИКОННОЕ ДЕЛО ЗЕМЛИ ВЛАДИМИРСКОЙ.

Искусство Древней Руси было тесно связно со строительством церквей и храмов, их отделкой и многочисленными настенными росписям и иконами. На протяжении 700 лет строились каменные храмы, украшенные резьбой и мозаикой , живописью и ювелирно выполненной утварью. Создателями этой красоты были замечательные русские мастера , вложившие в свои творения всю силу таланта и вдохновения.

То,что писание икон – это удел избранных, становилось ясно и потому, что иконы писали святые цари.Так, например …..святый благоверный князь Мануил Палеолог гречин писаше многия иконы святыя своея рукою тщанием и в любви…..

Писание образов—это подвиг, освященный еще и в страшные времена иконоборчества, когда иконописцам жгли руки и разбивая , положив на икону, головы. По сказанию, почти все иконы, которые писали русские святые , считались чудотворными. Святой Петр, митрополит Московский и всея Руси чудотворец, « …писше многия святыя иконы…». Еще во времена игумена в Спасском монастыре им был написан образ Богородицы, который он преподнес святому митрополиту Максиму. И по смерти святителя был глас Петру от того образа: сама Богоматерь благословляла его на митрополичий престол. С радостью в душе, хочется сказать, что образ сей Богородицы «МАКСИМОВСКАЯ» находится у нас в экспозиции Владимиро-Суздальского музея-заповедника .                             

                      
 

 

Одним из самых значимых иконописных авторитетов для Владимиро-Суздальской земли является святой преподобный Андрей Рублев. Он был приглашен в 1408г. Для обновления росписи Успенского кафедрального собора вместе со своим учеником и другом Даниилом Черным, а так же Прохором с Городца. Вместе с целой артелью своих учеников они заново расписали собор, а так же большой многоярусный иконостас. Полагаю, что жили они в Богородице-Рождественском мужском монастыре недалеко расположенном от собора. Богородице-Рождественский монастырь был основан во времена расцвета Владимирского княжества при Всеволоде Большое Гнездо. Он располагается восточнее Успенского и Дмитриевского соборов на крутом обрыве над рекой Клязьмой. Уже в первые годы своего существования Рождественская обитель стала называться Кремлем и обрела большую значимость в Северо-Восточной Руси. Долгое время Рождественская обитель, настоятель которой носил сан архимандрита, удерживала первенство среди русских монастырей, только в 1561 г. Уступив его Троице-Сергиеву , а в 1720 году – Александро-Невскому монастырю. Однако Рождественский монастырь всегда находился в ведении митрополитов и патриархов, а с середины 18 столетия стал резиденцией владимирских архиереев.

Святой Андрей Рублев расписал с артелью Успенский собор, но к сохранившимся фрескам сейчас можно отнести многоплановую композицию « СТРАШНЫЙ СУД». Лирической духовной умиротворенностью веет от фресок святого Андрея Рублева, хоть они и потеряли былую сочность красок - гармония композиции застыла в веках…… Рублевский иконостас был гораздо ниже сохранившегося доныне, но в эпоху Средневековья он представлял собой грандиозное зрелище и считался самым большим на Руси. Высота икон деисусного чина составляла 3,14 метра. На золотом фоне были четко прорисованы исполинские фигуры апостолов, святителей, архангелов. Их силуэты были построены с удивительным чувством ритма, а использованные ими при росписи натуральные минеральные краски, растертые и приготовленные с молитвой вручную, гармонично сочетались друг с другом. Мастерски выполненный иконостас органично вписывался в огромное убранство собора. Как только человек входил в храм, его взгляд слегкостью охватывал весь иконостас. Он объединял собравшихся в храме людей и словно уравнивал их между собою……                                                                                       

Главное место в иконостасе занимала драгоценная святыня – « ВЛАДИМИРСКАЯ» икона Божьей Матери, когда то привезенная Андреем Боголюбским из Вышгорода. Я уже упоминал, что Успенский собор святой князь Андрей Боголюбский изначальн предполагался для для этой необыкновенной иконы.

                                                                                                                         

         

 

Владимирская икона Божьей Матери поражает духовной глубиной и умиротворенностью, и в то же время печальностью образа. Младенец внимательно всматривается в лицо Богоматери. Обхватив ее шею левой рукой. Иисус тянется к руке с поцелуем , а Мария смотрит вдаль, прижавшись щекой к щеке сына. Ее большие темные глаза печальны, а уста скорбно сомкнуты. Образ Богородицы полон человеческого чувства – любви к ребенку и грусти за его судьбу. От этого тонкого и духовного образа невозможно оторвать взгляд......                                                                                   

 

По иконописным подлинникам и рукописным образцам прослеживается развитие темы иконописца как « соработника Бога». Создание образов – это богочеловеческий процесс. Иконописец создает образ, подобно тому, как Бог сотворил мир и человека, по подобию своему. Соотношение слова и образа—сложная богословская проблема, о которой мастер думает, судя по выписи им в подлинник начала Евангелия от Иоанна: « Вначале бе слово и слово бе в бозе и бгъ бе слово… » Затем символика создания образа сообщается символике создания Богом человека В след за началом Евангелия от Иоанна и перед изложением состава красок и технических приемов « раскрытия» образам можем прочитать выпись о «составе» самого человека: « Вопрос , от чего сотворен первый человек на земли. Ответ. От земли. Во сколка частей. Ответ. Первое от земли, второе от моря, третье от солнца». Иконописец, как и любой человек, по Иоанну Дамаскину,-- « есть созданный Богом по подражанию» . Иконописец , уподобляясь Творцу всего сущего , создает образа…. А верующие люди через образ, написанный на иконе – возносят свои молитвы к Первообразу………

X
Иконы в наличии